В качестве общего правила в Кодексе определено: «структура и формат таможенных документов в виде электронных документов устанавливаются национальным сгр на продукцию законодательством, если компетенция не закреплена за Комиссией» (пункт 3 статьи 8). ЕЭК определяет формат и структуру ключевых документов в таможенной сфере: декларация на товары (ДТ), декларация таможенной стоимости, корректировка сведений, заявленных в декларации на товары, заявление о выпуске до подачи ДТ и т. д.
При этом национальное законодательство определяет случаи, порядок использования сведений в электронной ДТ (ЭДТ) в качестве предварительной информации и форму отчетности в электронном виде, а вот структуру и формат заявления о совершении операций с транспортным средством международной перевозки (ТСМП) в электронном виде устанавливает ЕЭК. Если каждое из пяти государств Союза воспользуется предоставленными ему правами и самостоятельно определит собственные структуры и форматы, то ЕЭК потом будет очень сложно установить единые требования.
Позитивным назвала эксперт появление возможности подачи ДТ в электронном виде и без сопроводительных документов, что является приоритетом электронного документооборота. Однако по этому поводу в Кодексе написано: «Запрошенные таможенными органами при проведении таможенного контроля документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе копий электронных документов». На практике это означает, скорее всего, необходимость представления документов в бумажном виде.
Еще одна проблема, решение которой, как считает Галина Баландина, назрело, – однократность представления информации в электронном виде. Так, в пункте 2 статьи 80 ТК ЕАЭС заложена важная норма, что документы и сведения для таможенных операций могут не представляться, если необходимые документы и сведения могут быть получены таможенными органами из информационных систем иных государственных органов.
При этом во вступившем в силу с 22 февраля 2017 года Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) об упрощении процедур торговли, которое является обязательным для России и других государств ЕАЭС, указано: «В случаях, когда документация и (или) требуемые данные уже были поданы через систему «единого окна», те же самые документы и/или требуемые данные не могут быть затребованы участвующими органами, за свидетельство о государственной регистрации исключением чрезвычайных обстоятельств и других исключений, количество которых должно быть ограничено и которые должны быть опубликованы» (пункт 4.2 «Единое окно»). В итоге имеем обратный принцип: не когда таможенный орган может получить сведения из информационных систем, а наоборот – один раз поданные документы и данные должны представляться повторно лишь в четко оговоренных случаях.
Кроме того, эксперт поделилась своими наблюдениями, связанными с развитием и применением в таможенной сфере информационных технологий, о которых в ТК ЕАЭС написано много. Однако пока, к сожалению, на единой таможенной территории Союза не создано единое информационное пространство, а информационные технологии в каждом государстве развиваются по-своему. Разнонаправленным является и подход ТК ЕАЭС к компетенции ЕЭК и национального законодательства стран – членов Союза в части информационных технологий.
Кроме того, эксперт поделилась своими наблюдениями, связанными с развитием и применением в таможенной сфере информационных технологий, о которых в ТК ЕАЭС написано много. Однако пока, к сожалению, на единой таможенной территории Союза не создано единое информационное пространство, а информационные технологии в каждом государстве развиваются по-своему. Разнонаправленным является и подход ТК ЕАЭС к компетенции ЕЭК и национального законодательства стран – членов Союза в части информационных технологий.