По итогам заседания Евразийского межправительственного совета (МПС), прошедшего свидетельство о государственной регистрации, подписано Соглашение о судоходстве. Оно позволит изменить ситуацию в Каспийском регионе.
Как сообщается в официальном пресс-релизе, документ важен для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «поможет государствам-членам сформировать единое транспортное пространство, общий внутренний рынок водных транспортных услуг, будет способствовать реализации транзитного потенциала и развитию транспортных комплексов».
Соглашение упрощает взаимный доступ судов под флагами стран ЕАЭС к внутренним водным путям партнеров, позволит перейти от нынешней разрешительной к уведомительной системе доступа. При этом будут взаимно признаваться судовые, а также квалификационные документы капитана и членов экипажей судов.
Соглашение, как отметили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), дает право «на двусторонние перевозки грузов, пассажиров и их багажа между государством-членом флага судна и другой страной-участницей на смежных внутренних водных путях, а также транзитный проход по внутренним водным путям». Особенно документ важен для России и Казахстана, ведь из членов ЕАЭС только они являются прикаспийскими странами.
Из-за замкнутого характера Каспийского моря Казахстан заинтересован в получении свободного доступа к внутренним водным путям России, что даст ему выход в Мировой океан. Поэтому, уточнили эксперты, в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря закреплены соответствующие положения.
Так, в статье 3 документа среди принципов деятельности подписавших его пяти стран указано право на свободный доступ из Каспийского к другим морям, Мировому океану и обратно на основе общепризнанных принципов и норм международного права и договоренностей сторон с учетом законных интересов страны транзита для расширения международной торговли и экономического развития.
Этот принцип конкретизирован в части 4 статьи 10 Конвенции, где указано, что страны региона пользуются свободой транзита через территории сторон транзита всеми транспортными средствами. Порядок и условия доступа согласовываются двусторонними соглашениями, а при их отсутствии — на основе законодательства стороны транзита. При этом в рамках осуществления полного суверенитета над своей территорией она имеет право принимать все меры, необходимые для того, чтобы права и возможности, предусмотренные Конвенцией, никоим образом не ущемляли ее законных интересов.
Страна транзита может предпринимать законные меры по защите своих интересов, например, в сфере обеспечения экологической безопасности при следовании транзитных судов по внутренним водным путям. Данный вопрос может быть детально урегулирован двусторонними соглашениями.
О том, как будет действовать Соглашение, можно судить по статье 3. В ней указано, что плавание судов под флагами государств - членов ЕАЭС по внутренним водным путям осуществляется на основании заявления на проход, подаваемого судовладельцем или его представителем в https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/2.16/rkn-conclusion/ уполномоченный орган государства-члена. Тот оповещает об итогах рассмотрения заявления лишь в случае отрицательного решения. Поводом для него может стать несоответствие габаритов судна, наличие сведений о его несоответствии требованиям законодательства, а также соображения по обеспечению обороны и безопасности государства - члена ЕАЭС.