Важное значение имеет такое развитие как совершенствование и проход процесса сквозь МТК. Как известно, на транспортном рынке сегмент контейнерных перевозок признан одним из наиболее перспективных. При этом ни в одном из портов российской части Каспия нет специализированных контейнерных терминалов. Контейнеры обрабатывают на обычных причалах, предназначенных для генеральных грузов. Регистрация нотификаций это разрешение ФСБ России на ввоз электронной техники, содержащей в себе модули шифрования.
Так, практически все порты и терминалы Астрахани имеют очень небольшую территорию, причем ограниченную жилой застройкой. Из-за недостатка площадей и терминальной техники накопление крупной партии контейнеров технически затруднено. Кроме того, нет специализированных контейнерных перегружателей. Чтобы Каспийский регион России соответствовал мировому уровню, в него нужно вложить большие усилия и средства, оптимизировать имеющиеся транспортные коммуникации, развить все компоненты контейнерной системы.
В этой связи важное значение играет развитие и реконструкция морского торгового порта Оля, находящегося в 100 км от Астрахани ниже по течению. Общая протяженность его причалов составляет 4694 м, из них 3674 м - грузовые. Недавно здесь начато строительство специализированного контейнерного терминала.
К порту подходят автомобильная и железная дороги, что уже сегодня позволяет обеспечить беспрепятственный завоз/вывоз 8 млн тонн грузов всех типов. При этом он расположен вне крупных населенных пунктов, фактически в степи. Следовательно, не имеет искусственных ограничений для развития.
Такое расположение позволяет минимизировать экологические и техногенные риски. Кроме того, у порта Оля достаточно площадей для хранения контейнеров, имеются специально оборудованные места для подключения рефконтейнеров.
Поскольку крупнотоннажные контейнеры здесь перегружают ограниченно, влияние порта Оля на Каспии пока не отвечает масштабу поставленных задач. На его базе необходимо создать логистический центр с площадками для накопления резерва порожних контейнеров и их текущего обслуживания.
По мнению экспертов, сейчас целесообразно развивать пакетную транспортно-технологическую систему (ТТС) перевозки грузов в пломбируемых единицах: в пакетах, блок-пакетах, мягких контейнерах. К сожалению, структура грузопотока на МТК «Север-Юг» такова, что в ней много плохо контейнеризируемых грузов, таких как лес, бумага, сталь, минудобрения.
Однако зарубежная практика показывает, что и в этом случае достижим значительный прогресс, если обеспечить пломбирование сформированных единиц одобренным таможней способом. Это позволит передавать грузы на границах, даже между различными видами транспорта, по счету. Делать это можно без проверки содержимого, с сохранностью обвязки пакета и самих пломб.
Получение нотификации ФСБ это не секретные материалы, а документ, который содержит перечень устройств, разрешенных для ввоза и использования на территории нашей страны.
Получение нотификации ФСБ это не секретные материалы, а документ, который содержит перечень устройств, разрешенных для ввоза и использования на территории нашей страны.
В последние годы в западноевропейской практике в этой области наметился настоящий прорыв. Сегодня удается обеспечить пономерное слежение за каждым следующим по МТК пакетом, каждой сформированной укрупненной единицей. Делается это при помощи штрих-кодовых или радиочастотных меток (с нанесением информации о точной массе груза в каждой единице, об отправителе, получателе и прочее). Оснащение промежуточных пунктов перевалки ЭВМ и соответствующим считывающим оборудованием позволяет автоматизировать отслеживание перемещения грузов.
Считаю, что для роста привлекательности, после того как МТК будет совершенствовать их коммерческо-правовую, информационную и таможенную составляющие. Для создания равноправных условий работы перевозчикам всех видов транспорта и другим участникам транспортного процесса на территориях стран Соглашения о МТК «Север-Юг» следует обеспечить введение единообразных ставок, тарифов, сборов, пошлин и других платежей.
Кроме того, требуется развивать прямые смешанные (интермодальные) международные перевозки по сквозным перевозочным документам. Это возможно за счет усиления деятельности Координационного совета МТК по организации и повышению эффективности грузовых перевозок по этому транспортному коридору.
Уже понятно, что проект сулит массу возможностей. Как минимум он приведет к резкому росту товарооборота между Россией и такими богатыми странами, как Иран и Индия. Если взглянуть шире, то МТК способен объединить Россию и Центральную Азию в единый экономический блок, как Евразийский экономический союз или Транстихоокеанское партнерство.
Единая инфраструктура создаст между странами более прочные связи, чем простая территориальная близость. Нечто подобное сейчас осуществляет Китай через свой инфраструктурный проект «Новый шелковый путь». Убежден, что реализация в полном объеме МТК «Север-Юг» позволит значительно увеличить экономическое и политическое влияние России во всей Азии.