-
Эксперт обратила внимание еще на один момент: мы привыкли, что электронный документ в режиме сгр на продукцию, от бизнеса государству, является юридически значимым, если он подписан электронной подписью. Однако бизнес пока не понимает, что такое режим G2B с использованием предлагаемого ФТС России «Личного кабинета участника ВЭД». Если требование об уплате таможенных платежей пришло в виде электронного письма в «Личном кабинете», то с чем потом идти в суд? Только будущая практика покажет, каким образом участники ВЭД смогут представлять в суд документы, полученные в электронном виде.Сегодня в режиме B2B в бумажном виде уже не печатают контракты, инвойсы, транспортные накладные и другие документы. Они сразу формируются и отправляются контрагенту в электронном виде. По мнению эксперта, эти электронные документы следует брать в качестве первичной информации для формирования электронных государственных ресурсов. За счет этого может сложиться система прослеживаемости, минимизируются риски искажения информации по сравнению с привычной цепочкой действий: согласование положений контракта в электронном виде - распечатывание и подписание двумя сторонами в бумажном виде - преобразование бумажного контракта в электронный вид для его представления в таможенные органы (электронный архив) - по запросу таможенного органа представление ему контракта на бумаге в виде оригинала или заверенной копии.В принципе какие-то звенья этой цепи можно безболезненно сократить. В то же время у нас до сих пор при прибытии морских судов в порт таможенные или иные государственные контролирующие органы (ГКО) требуют коносамент в бумажном виде.Говоря о проблеме сокращения сроков выпуска товаров и упрощения таможенных процедур, эксперт отметила, что у механизма контроля после выпуска в этом вопросе есть огромный резерв. При этом ее чрезвычайно беспокоит постоянно ведущиеся в последнее время разговоры о переводе института таможенного аудита на аутсорсинг. В этом есть опасность, что он станет дополнительным обременением для бизнеса, когда участники ВЭД, прежде всего импортеры, должны будут платить деньги еще и таможенным аудиторам, работающим на аутсорсинге.Дело в том что существует закрепленное в международных конвенциях и соглашениях юридическое определение таможенного аудита – это проверка правильности сведений, заявленных в декларации, путем представления коммерческой документации компании.
Являясь членами Всемирной торговой организации (ВТО), Россия, Казахстан, Армения, Киргизия, а также и Беларусь - как государство, подписавшее Договор о функционировании таможенного союза в условиях многосторонней торговой системы, - должны следовать правилам и требованиям ВТО. Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) также предусмотрено использование в системе таможенного контроля методов аудита: «Системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита» (Стандарт 6.6 Главы 6 Генерального приложения Конвенции), «Контроль на основе методов аудита – меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации» (Глава 2). Стандарты Киотской конвенции обязательны для России с 2013 года, а ТК ЕАЭС и проект федерального закона «О таможенном регулировании» разрабатывались с учетом ее положений.По мнению эксперта, полноценному развитию контроля после выпуска в России препятствует то, что в свидетельство о государственной регистрации сложившейся практике объектом контроля является одна конкретная транзакция, одна партия товаров (хотя юридического подтверждения этому мы ни в международных договорах, ни в российском законодательстве не найдем). Соответственно, в отношении всего, что выходит за пределы описания товара в конкретной таможенной декларации, таможенные органы почти беспомощны.Что толку выходить на постаудит, если таможенники, обнаружив на складе компании импортные товары, которых больше, чем было задекларировано, сталкиваются с юридической проблемой – если имело место недекларирование, то необходимо указать, в какой декларации данные товары не были заявлены, либо заявлены неверно, если это недостоверное декларирование. Поэтому набирающее обороты желание маркировать в рамках Союза чуть ли не каждую единицу товара походит на попытку решить эту проблему иным способом и не использовать сведения коммерческого учета бизнеса для целей таможенного контроля.